Автомобильные путешествия — один из популярных и удивительных способов приятно отдохнуть. Такие вояжи хорошо подходят как для семейных поездок, так и в компании друзей любого возраста. Примечательно, что для них не нужны мощные внедорожники, особое снаряжение для выживания, всевозможные приспособления или аксессуары. Развитие транспортных маршрутов, объединяющих города и страны, делает возможным комфортабельные путешествия по разным континентам даже на обычных легковых машинах с минимум подготовки. Насладиться удивительной природой и достопримечательностями можно, самостоятельно определяя остановки. При этом можно питаться в ресторанах или кафе, отдыхать со всеми удобствами в отелях или на природе, если захватить с собой палатку. В статье рассмотрим, что представляет собой трасса «Скандинавия» — одна из немногих автомагистралей, позволяющих добраться из России в северные страны, расположенные над Европой.
Содержание
«Скандинавия» на карте
Дорога, соединяющая Россию и скандинавские страны, получила такое название, поскольку проходит через Финляндию, Швецию и Норвегию. Шоссе расположено в северо-западной части РФ. На карте оно обозначается — автомагистраль А181, которая относится к объектам федерального значения. Такой статус делает трассу одним из важных наземных путей сообщения. На европейской территории ей присвоена местная маркировка — Е18.
Выехать на автомагистраль можно из Санкт-Петербурга. До начала октября 2017 года трасса «Скандинавия» на карте обозначалась как М10. Поэтому при использовании старых атласов или не обновленных приложений может быть определенная путаница.
Интересный факт! У шоссе есть неофициальное название — «Дорога Смерти». Причиной этому стали частые автомобильные аварии на участке возле города Выборг, обусловленные плохим качеством дорожного полотна. В настоящее время проблема полностью устранена благодаря масштабной реконструкции, начатой в 2015 году. Однако, «народное прозвище» прочно укоренилось в среде водителей.
Характеристика
© М. Тальников, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Трасса А181 представляет собой дорогу государственного значения — продолжение федеральной магистрали М10, входящей в состав азиатского маршрута АН8. Ее протяжность от Санкт-Петербурга до границы Финляндии 160,56 км. До начала реконструкция, шоссе было двухполосным с незначительным расширением в районе крупных развязок до четырех полос. С 2014 года реализуется новый проект, в котором предусмотрено увеличение автомобильных потоков до шести.
Все полосы планируется довести до уровня IБ. Это разновидность автомобильных дорог, рассчитанных на скоростное движение. С учетом таких требований ширина каждой полосы должна быть не менее 3,75 м при общем количестве потоков более 4. Плюс к этому, должна быть центральная разделительная полоса.
На участках вблизи населенных пунктов размещены шумопоглощающие экраны, а пешеходные переходы переделаны на надземные виадуки. Для присоединения к шоссе примыкающих дорог или перемещения на обратные полосы предусмотрены развязки в виде переходно-скоростных полос. Они обеспечивают безопасное изменение маршрутов. Расчетная скорость движения 120 км/ч. По завершении работ прогнозируемая пропускная способность трассы превысит 100 тысяч автомобилей.
Важный факт! При реконструкции дорог уделяется повышенное внимание окружающей среде. По всему маршруту предусмотрены новые водопропускные трубы, установлены локальные очистные сооружения, шумозащитные экраны. В местах миграции животных построены скотопрогоны. Есть также сетчатые ограждения, препятствующие случайному выскакиванию на дорогу диких животных.
Маршрут
© bkdrf.ru, CC BY 4.0, Wikimedia Commons
Маршрут по дороге А181, позволяющей отправиться в Скандинавские страны из России на автомобиле, следует планировать из Санкт-Петербурга. Весь путь принято делить на три участка. Начало или завершение каждого из них лучше использовать для отдыха, если не имеете других, ранее запланированных пунктов для остановки.
- Выезд из Санкт-Петербурга. Маршрут начинается на пересечении субъектов федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По навигатору это будет 48 километр автодороги А181. Выезд начинайте из Зеленогорского шоссе, расположенного в крупном северо-западном районе города. Маршрут будет проходить восточнее от Зеленогорска, недалеко от населенных пунктов Первомайское, Победа, Кирпичное, Гаврилово и Первое.
- Проезд через Выборг. Трасса «Скандинавия» проходит севернее города, за бухтой Защитная. Это позволит достаточно быстро проехать участок, если нет желания посещать Выборг. В противном случае, нужно свернуть на развязку возле озера Голубое и вернуться на трассу по Калининскому шоссе. Выезжать нужно налево, чтобы с правой стороны был населенный пункт Селезнево. Далее крупных ответвлений не будет.
- Пересечение границы Финляндии. Перед пересечением финской границы есть населенный пункт Торфяновка. Здесь можно ночью отдохнуть, чтобы с утра отправиться на контроль-пропускной пункт. После пересечения кордона, следует двигаться по дороге Е18. Если нигде не сворачивать, по ней можно доехать до столицы Финляндской Республики — Хельсинг.
Большая часть дороги проходит по пустырям вокруг населенных пунктов. Пробки — редкий феномен, вызванный крайне сложными ситуациями.
Читайте также: Тарифы проезда по ЗСД в Санкт-Петербурге
Открытие трассы «Скандинавия»
© Grigorius m, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Реконструкция трассы «Скандинавия» поэтапно проводится с 2014 года. Масштабные мероприятия «разбиты» не несколько участков (проектов), протяжность (длительность) которых определяется сложностью выполняемых работ. Для примера, за 2021 год расходы на реконструкцию стали наиболее дорогими и трудоемкими. В общем итоге в рамках проекта планировалось построить 4 моста, 8 путепроводов, 5 скотопрогонов и 4 надземных пешеходных перехода.
Несмотря на масштабы и сложности, подрядчикам удается не только соблюдать, но и опережать запланированные сроки. Так в октябре 2022 в Ленобласти открыли участок трассы «Скандинавия» раньше проектной даты почти на год. К уже реконструированным участкам прибавилось 20 км магистрали до поворота в поселок Кирилловское. На всем пути вместо двух полос теперь шесть. Реконструировано также три транспортные развязки под пересечение с региональными дорогами.
Интересный факт! В рамках выполняемого в 2022 году проекта по реконструкции была построена развязка с уникальной конфигурацией — ромб с двумя кольцевыми пересечениями и четырьмя съездами. Это первый подобный объект, реализованный в северо-западных регионах.
Планы на 2023 год
© bkdrf.ru, CC BY 4.0, Wikimedia Commons
Трасса «Скандинавия» не занимает центрального внимания у правительства, особенно после закрытия границ и «охлаждения» отношений с соседними государствами. Правительство постепенно смещает фокус на другие приграничные трассы северо-западного округа, делая ставку на развитие инфраструктуры внутри страны. При этом, от реконструкции скандинавского маршрута пока не отказываются.
Как свидетельствуют последние новости, трасса «Скандинавия» будет обновляться минимум до 134 км, обхода Выборга. Согласно предварительным прогнозам, работы должны завершиться к концу 2023 или в начале 2024 года. Многие эксперты сохраняют оптимизм, предсказывая дальнейшее проведение плановых работ, обоснованное прогнозированным увеличением товарооборота.