Исторически сложилось так, что метро Санкт-Петербурга воспринимается не только как транспортная инфраструктура, но также как достопримечательность и культурно-архитектурное наследие нашей страны. Это связано с тем, что на проектирование и строительство метрополитена серьезно влиял идеологический аспект.
Петербургская подземная городская железная дорога была гордостью и достижением эпохи социализма. Поэтому от архитекторов требовалось уделять внимание не только технической, но и «имиджевой» стороне проектов, причем в самом широком смысле этого понятия. Именно данный факт служит причиной того, что станции метро вызывают интерес и в некоторых моментах поражают. Какие из них впечатляют больше всего, вы узнаете из этой статьи.
Содержание
Самая красивая станция метро в Санкт-Петербурге
Красота относительна. Представленный рейтинг метро Питера не претендует на абсолютную справедливость ранжирования. Это перечисление станций, которые заслуживают внимание и упоминаются большинством респондентов, когда речь заходит об эстетической привлекательности.
«Автово»: самая красивая
Фото:
«Автово» — самая красивая станция метро СПб. Это мнение не только рядовых петербуржцев и гостей северной столицы, но и экспертов. Редакция The Guardian (авторитетное британское издание) включила ее в мировой ТОП-12. Другая, не менее известная газета той же Великобритании, назвала «Автово» одной из самых красивых на европейском континенте.
Авторы проекта: Левинсон Е. А. и Грушке А. А. Станция была открыта в 1955 году. Тематика оформления — героическая оборона Ленинграда от фашистских захватчиков. Стиль интерьера помпезный, в духе неоклассицизма. В интерьере много позолоты. Среди интересных деталей — оригинальные люстры, орнамент колонн в виде лавровых венков, мозаики.
«Площадь Восстания»
Фото:
Вход на станцию выстроен в виде круглого павильона, увенчанного ротондой со шпилем. Тематика оформления посвящена Октябрьской революции. Стены украшены изображениями знаменательных событий того времени — выстрелом крейсера «Аврора», сценой штурма Зимнего дворца и пр. Среди деталей декора привлекают внимание ручная лепнина, барельефы из бронзы, множество металлических элементов, а также белоснежные арки пролетов.
«Звенигородская»
Фото: Florstein,
«Звенигородская», пожалуй, самая красивая станция метро в Питере, которая была открыта в постсоветское время — в 2008 году. Темой для оформления служат заслуги российского воинства. Такой выбор обусловлен тем, что над станцией в свое время располагались казармы легендарных полков — Семеновского, Егерского и Московского. Внутренняя отделка стен и пола почти полностью выполнена из редких пород гранита и мрамора индийского происхождения. Окна застеклены стеклами молочно-белого цвета и забраны позолоченными ажурными решетками.
«Кировский завод»
Фото: Florstein,
Станция расположена неподалеку от предприятия, в честь которого она и названа, но дело здесь не в географии. Кировский, он же Путиловский завод, достоин того, чтобы его именем называли не только объекты транспортной инфраструктуры. Сама производственная площадка и ее коллектив внесли значительный вклад в историю России. В свое время на заводе производили пушечные ядра, пушки, броненосцы и башенные орудия, танки, САУ, рельсы, вагоны и многое другое, что служило на благо страны в национальных масштабах.
Перед архитекторами стояла непростая задача — «облагородить», придать лоск и помпезность индустриализации. Справились они с ней прекрасно, поэтому станция получилась интересной и необычной. Внутреннее оформление сочетает облицовку мрамором в стиле античности с редким видом декоративных рельефов — горельефов (не путать с барельефами) на промышленную тематику.
«Пушкинская»
Фото: ElenaLitera,
Вспоминая самые красивые станции метро СПб нельзя не упомянуть «Пушкинскую». Она служит образцом воссоздания духа античности — начиная с облицовки стен мрамором светлых оттенков, заканчивая напольными светильниками в виде имитации эллинских факелов. Благодаря стараниям архитекторов возникает вполне правдоподобное ощущение нахождения в древнегреческом храме или доме патриция Древнего Рима.
Читайте также: Перечисляем ТОП-10 парадных Санкт-Петербурга, раскрываем их адреса, исторические факты, приводим фотографии.
«Международная»
Фото: No Redeeming Value,
Станция «Международная» введена в эксплуатацию в 2012 году. Тема ее оформления посвящена человечеству в целом, точнее зарождению цивилизации. Центральный элемент — панно с изображением атланта, который держит на плечах небесный свод. Стены и пол отделаны темным мрамором, отполированным до зеркального блеска. Свою лепту в атмосферу доисторических времен вносит имитация грубо отесанных каменных колонн.
«Нарвская»
Фото: A.Savin,
Станция «Нарвская» — классический и наиболее яркий образец сталинского ампира. Стены отделаны розовым мрамором. Колонны украшены барельефами с изображением представителей мирных профессий советского времени. Со сталинских времен осталась нетронутой скульптурная композиция, состоящая из группы рабочих и реющего над ними лозунга «Слава Труду!». Пол отделан гранитной плиткой красноватого оттенка с традиционным геометрическим узором.
«Беговая»
Новые красивые станции метро в Санкт-Петербурге также существуют, например, «Беговая». Ее проектированием занимались наши современники, что вполне очевидно с учетом общей концепции и применяемых отделочных материалов. Тематика оформления посвящена Александру Савушкину — легендарному летчику-истребителю, защитнику неба Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Авиационная тема раскрывается благодаря капителям колонн в форме винтов авиадвигателя. Сами опорные конструкции облицованы нержавеющей сталью. Стены отделаны керамическими панелями ярких цветов, пол — полированным гранитом. Главное украшение — 3D панно, изображение на котором меняется в зависимости от угла обзора.
Самое глубокое метро в России
Фото: Florstein,
Средняя глубина Питерского метро одна из самых больших в нашей стране и мире. Это связано с тем, что город изначально построен в болотистой местности и опирается на мягкие грунты. Ситуацию осложняют каналы, общая протяженность которых в черте мегаполиса составляет порядка 280 км. Метростроевцы вынуждены опускать станции и тоннели на максимальную глубину. Более 60 из них относятся к категории глубокого заложения.
Метрополитен Москвы в этом отношении находится в более выгодных условиях. Несмотря на наличие рек, протекающих по городу, столица стоит на более надежном грунтовом основании. Станция «Парк Победы» замыкает мировую пятерку самых глубоких станций со значением 73 м.
Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге
Самая глубокая станция метро Питера занимает третье место в мире. Она уступает только чемпиону — 105,5 м «Арсенальная» в Киеве и вице-чемпиону — 100 м «Пухын» в Пхеньяне.
«Адмиралтейская»: самая глубокая в мире
Точнее, «Адмиралтейская» — одна из самых глубоких станций. Она замыкает тройку лидеров с показателем 86 м под поверхностью земли. При этом тоннель, соединяющий ее с соседними остановками, уходит на глубину порядка 100 м, чтобы затем «вынырнуть» обратно. Правильнее говорить, что самым глубоким по уровню расположения станций является метро Санкт-Петербурга в целом.
Открыть новую станцию в Кирпичном переулке метрополитен СПб должен был в 1997 году, но смог реализовать планы только в 2011-м. Причиной тому послужили финансовые проблемы в середине и конце 90-х годов прошлого столетия, а также организационные неурядицы. Выход на поверхность, предусмотренный по проекту, был «занят» жилым домом. Более того, постройка претендовала на статус культурного наследия (во всяком случае, на этом настаивали жильцы). После многолетних споров и судебных тяжб дом все же был выкуплен и снесен. На его месте построен торговый центр со входом в станцию метро «Адмиралтейская».
Самая длинная ветка метро СПб — «Синяя»
Метрополитены разных стран «соревнуются» между собой не только по глубине заложения станций, но и по многим другим показателям — суточному и годовому потоку пассажиров, количеству маршрутов и станций, протяженности и пр.
Московско-Петроградская линия
Московско-Петроградская линия называлась так до 1993 года. Сегодня ее официальное название — Вторая линия Петербургского метрополитена (в народе — «синяя» из-за цвета обозначения на схеме). Особо похвастаться ей нечем. Протяженность магистрали составляет 30,1 км. Безусловно, это в 3 раза больше, чем ветки метро, скажем, в Маракайбо (Венесуэла), Ахмадабад (Индия), Генуя и Катания (Италия), Днепр (Украина). Их протяженность не превышает 9 км. В то же время Московско-Петроградская линия в 24 раза короче веток-рекордсменов Шанхайского и Пекинского метро (743 и 727 км соответственно).
Читайте также: Перечисляем лучшие по мнению россиян театры, которые обязательно нужно посетить в Санкт-Петербурге.
Сколько станций метро в Санкт-Петербурге
Если интересно, сколько станций метро в СПб, то по состоянию на 2023 год их 72, и строительство новых ожидается, так как в перспективе планируется запуск еще 3 веток — Адмиралтейско-Охотской, Кольцевой и Красносельско-Калининской. Для сравнения метро Нью-Йорка насчитывает 472 станции, что является абсолютным рекордом.
Первая станция метро в Санкт-Петербурге
Когда метро строится «с нуля», то первой станции не бывает. С нее попросту некуда ехать. Она бесполезна. Первых станций должно быть как минимум две. Но на самом деле ветки метрополитена в период активного строительства сдают очередями. Так было и в Санкт-Петербурге. Первый отрезок линии официально сдан 5 ноября 1955 года. Это был участок от «Автово» до «Площади восстания» включительно.
Новые станции метро в Санкт-Петербурге
Новые станции метро СПб — относительное понятие, как и само время. Некоторые считают таковыми те из них, которые построены в постсоветский период после длительного застоя по причине неблагоприятной экономической обстановки. Если брать период с 2000-го года, то список будет следующим:
- «Комендантский проспект» — 2005 г.;
- «Парнас» — 2006 г.;
- «Звенигородская» — 2008 г.;
- «Волковская» — 2008 г.;
- «Адмиралтейская» — 2011 г.;
- «Чкаловская» — 2012 г.;
- «Бухарестская» — 2012 г.;
- «Международная» — 2012 г.
Новые станции по организации, техническому обеспечению и стилю оформления заметно отличаются от построек советских времен. Они выглядят не так монументально, более «живо», свежо и интересно.
План развития метро СПб
Несмотря на трудности, питерское метро развивается, и будет развиваться в будущем. Город растет, а вместе с ним увеличивается потребность в развитой транспортной инфраструктуре. По основным показателям метрополитен превосходит другие виды наземного транспорта. Это быстрый и удобный способ передвижения в условиях большого города. Например, упомянутую Московско-Петроградскую линию от начала до конца (30 км) можно проехать всего за 47 минут. При самых благоприятных обстоятельствах на автомобиле такую дистанцию по городским улицам можно в теории преодолеть за 70 минут, а в часы пик, когда скорость наземного транспорта падает до 5–10 км/ч, то за неприемлемые 272 минуты — 4,5 часа.
2024–2026
Плановое развитие метро СПб в этот период предусматривает запуск участка между станциями «Горный институт» и «Спасская». Причем, расположенная между ними «Театральная», будет открыта в последнюю очередь. Также на это время планируется продление Невско-Василеостровского маршрута и запуск первой очереди Красносельско-Калининского направления — от «Путиловской» до «Юго-Западной».
2026–2029
На это время запланировано продление Фрунзенско-Приморской, Правобережной и Красносельско-Калининской подземки, открытие вторых вестибюлей на «Балтийской» и «Василеостровской», открытие новых участков на Красносельско-Калининском и Правобережном маршруте.
2030–2045
В следующие 15 лет метро будет развиваться не менее (если не более) активно. Планы грандиозные, например, строительство и замыкания Кольцевой линии. Существующие маршруты будут продляться в соответствии с плановым расширением города.