Платные дороги, хоть еще и остаются для России относительным новшеством, весьма удобны для дальних путешествий и для постоянных поездок по одним и тем же коротким маршрутам. Многих привлекает возможность проехать без пробок, по качественному покрытию. Регулярно бывающим в европейских странах такая услуга более знакома, в российских же условиях еще иногда возникает вопрос, как оплатить платную дорогу, как сэкономить на платежах, сделать их удобнее.
Содержание
Что такое платная дорога
Calavera88,
Визуально трасса с оплатой за проезд абсолютно такая же, как и любая другая: едут машины и едут. Но за сам факт нахождения на ней с каждого водителя взимается плата. Подобная мера введена для покрытия расходов на строительство и содержание полотна, смежной инфраструктуры. Первыми с коммерческим уклоном стали скоростные трассы, мосты и туннели. В России такая магистраль впервые появилась в 1998 году (развитие системы началось только с 2012 года).
Чем регламентируется проезд по платной дороге
Вопрос, как оплатить проезд по платной дороге, возник тогда же, 27 июня 1998 г. согласно Указу Президента РФ №728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации». На основании этого нормативного документа разработали Перечень автомобильных дорог, их участков, где эксплуатация должна по мере строительства или модернизации становиться платной.
Позже, 8 ноября 2007 г., был принят закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно ему стало обязательным строительство альтернативных объездов участков с длиной сопоставимой с коммерческими. Поэтому задача, как оплатить платную дорогу по номеру автомобиля, оказывается вполне правомерной.
Чем платная дорога отличается от обычной
Homoatrox,
Новое законодательство, касающееся строительства платных трасс, нацелено на рост комфорта при езде на дальние расстояния, в местах, где ранее постоянно образовывались пробки. Старые дороги часто местами узкие, извилистые, проходят через множество населенных пунктов с изобилием как светофоров, так и других «препятствий» вроде железнодорожных переездов, тоннелей, участков со скоростными ограничениями.
Платные участки выгодно отличаются от «обычных»:
- более развитой инфраструктурой;
- высокой пропускной способностью;
- отличным дорожным покрытием.
На некоторых частях трасс максимальная разрешенная скорость может достигать 150 км/ч вместо «штатных» 90 км/ч. Такие преимущества делают выгодным предложение, просто разобраться, как оплачивать платную дорогу и спокойно пользоваться дополнительными сервисами. Здесь не будет трещин, выбоин, гололеда. Оператор, в чьем владении находится конкретный участок, обязан, судя по Постановлению Правительства РФ №18 от 19.01.2010 г., оказывать услуги эвакуации авто.
Как распознать платную дорогу
Независимо от типа коммерческого участка трассы, ее протяженности за некоторое время до места, откуда начинают взимать оплату, помечается специальными знаками. На них обязательно будет надпись на русском и английском языках. Такой подход позволяет обходиться без недопонимания с иностранными гражданами. Те же фразы обычно присутствуют на дорожных знаках во всем мире, где практикуется проезд по платным дорогам.
Варианты:
- Tool Road.
- Tollway.
- Turnpike.
- ETR (Express Toll Route).
Есть еще один признак, указывающий на коммерческий характер пользования трассой – наличие на въезде пунктов оплаты. При отсутствии заранее оплаченного электронного пропуска там придется остановиться и внести запрошенную сумму на депозит. Такие «датчики» называют виньеткой и закрепляют на лобовом стекле автомобиля. Формально они универсальные, но лучше приобретать допуск на оплачиваемые участки в стране, где предстоит ездить.
Список платных дорог
Большая часть российских автомагистралей с оплатой за проезд принадлежит государственной компании «Автодор». Обслуживанием дорог занимаются «местные» предприятия, например, ООО «Магистраль северной столицы», ОАО «Западный скоростной диаметр» и т.д. Такой подход дает возможность быстрее реагировать, например, на погодные условия, когда требуется оперативно очистить полотно от снега.
Платные дороги:
- М1 Беларусь – соединяет столицы России и Беларуси, в нее входят маршруты Е30 и АН6. Проходит трасса через Смоленскую область. Платный участок составляет всего 20 км.
- М3 Украина – федеральная автомагистраль, соединяющая Москву и границу с Украиной, там она переходит в местную, доходящую до Киева. Здесь встречается два отрезка пути в Калужской области, общей длиной 70 км.
- М4 Дон – один из «самых старых» коммерческих шоссе, где платный участок появился еще в 1998 году. Сейчас на ней имеется несколько отрезков с оплатой за проезд – в Ростовской, Воронежской, Липецкой, Московской, Тульской области и в Краснодарском крае.
- М11 Нева – платный участок длиной в 20 км здесь появился в 2014 году. Рядом с Санкт-Петербургом еще есть «Западный скоростной диаметр» общей длиной 45 км.
В качестве примера платных мостов можно назвать переезд через Каму и Буй, расположенный в Удмуртии. То же относится к проезду через железнодорожные пути в Рязани. Подобные участки есть и в Ленинградской и Московской областях. Платными делают далеко не все новые магистрали или мосты. Так, бесплатными пока остаются М2 Крым, М5 Урал, М8 Холмогоры. Стоимость заезда на коммерческие отрезки отличается мало и находится в пределах от 270 до 390 руб.
Как оплачивается проезд
Dalibor Z. Chvatal,
Во всем мире применяют всего две модели оплаты – закрытая и открытая. Первая предполагает взимание тарифа за каждый километр пути. На въезде водитель получает специальный талон, а на выезде он его сдает и платит по факту, в зависимости от реального километража. Оплату принимают наличными и по банковской карте любой системы: Visa, MasterCard, МИР, пластиком, виртуальным вариантом при помощи NFC.
Открытая модель предполагает всего один пункт приема платежей. Его располагают в зависимости от удобства – на въезде, на выезде, где-то по пути, если на конкретном участке нет съездов. Везде, на каждом «ответвлении» обязательно будет предупреждение о взимании оплаты. Чтобы исключить из своей жизни риски вечно путаться в платных/бесплатных дорогах, проще пользоваться так называемым транспондером.
Что такое транспондер и в чём его удобство
Транспондер – специальное устройство для бесконтактной оплаты при проезде мимо пункта. За счет его применения водителям удается экономить от 15% до 50%. Операторы устанавливают подобные скидки для собственного удобства, чтобы снизить нагрузку на персонал. Владельцам транспорта же оборудование дает экономию времени. Тем более, коробочка транспондера размером меньше, чем зеркало заднего вида, а батарейки, от которой он работает, хватает до 5 лет.
Как пополнить транспондер
По информации сайта Автодор пополнить счет транспондера можно почти десятком способов. Так, наиболее простым вариантом считается перевод на личный счет без регистрации на самом ресурсе – по номеру мобильного телефона, номеру договора или номеру устройства. Поддерживается плата через USSD-запросы, такой способ работает даже без доступа в Интернет, на любых операторах, без установки дополнительных приложений (подходят даже для кнопочных телефонов).
Как пользоваться транспондером
Транспондер принято устанавливать на лобовом стекле. На легковом автомобиле удобнее всего его разместить за зеркалом заднего вида, тогда он не будет дополнительно закрывать обзор водителю. На грузовиках и автобусах – в нижней части стекла, в районе стеклоочистителей. Главное, чтобы в точке монтажа температура даже зимой была выше +15°C, иначе устройство может отклеиться.
Перед началом эксплуатации надо подготовить устройство:
- Зарегистрироваться на сайте оператора, у которого оно было приобретено или арендовано.
- В личном кабинете указать, что уже имеется транспондер и ввести персональный номер.
- Также внести персональные данные человека, от которого будет поступать оплата.
После сохранения изменений можно пополнять счет любым удобным способом. Там же есть доступ к информации о текущем балансе. Оплачивать транспондером легко – достаточно снизить скорость до 20-30 км/ч рядом с пунктом приема платежей. При снятии средств устройство подаст 1 сигнал, означающий, что транзакция прошла успешно. Сдвоенный сигнал покажет, что баланс скоро будет нулевым, а 4 коротких звука укажет на отсутствие средств.
Если никаких звуковых сигналов не последовало, считывание не произошло. Из-за технической или какой-то иной проблемы, как на стороне устройства, так и у оператора. В этом случае надо ожидать штрафа, но только в случае, если задолженность не оплатить в течение 20 дней или в иные сроки, предложенные оператором. Чтобы не допустить такого развития событий, желательно регулярно проверять баланс в личном кабинете.
Читайте также: Рассказываем про трассу Скандинавия - она же А-181, перечисляем характеристики, приводим маршрут.
Альтернативные способы оплаты
В дополнение к основным способам, без регистрации, оператор предлагает пополнять баланс через личный кабинет, с банковской карты, топливной карты типа Е100, ЕКА, Лукойл, ОПТИ 24. Также возможность оплаты имеется в онлайн-сервисах Сбербанка, Элекснета, ВТБ, Киви. Существуют Центры поддержки и обслуживания, где принимают даже наличные. Адреса функционирующих точек можно найти на сайте оператора.
Как проехать бесплатно по платной дороге
Grigorius m,
Один из наиболее популярных вопросов вовсе не как оплатить платную дорогу без транспондера и без задержек. Большинство водителей интересует, а можно ли вообще избежать взимания платы. Ответ содержится в законе №257-ФЗ от 08.11.2007 г. Льготы действительно предусмотрены для целого перечня категорий.
Так, вообще могут не платить за коммерческие участки автомагистралей те, кто управляет:
- транспортом общего пользования, кроме такси, маршрутного такси, автобусов, на которых осуществляют междугородние и международные пассажирские перевозки;
- спецтранспортом вроде полицейской, пожарной машины, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
- транспортным средством организаций федеральной почтовой связи, осуществляющего перевозку почтовых отправлений и денежных средств, сопровождающих таковые машины.
Права на льготы не распространяются на местных жителей и лиц, использующих платный участок для поездок на работу и обратно, инвалидов, пенсионеров, ветеранов, госслужащих, министров. Но каждый оператор по собственной инициативе вправе добавить дополнительные льготные категории на любой выбранный им период.
Что будет, если не платить за проезд
Wfm at nl.wikipedia,
Федеральным законом №521-ФЗ от 30.12.2020 г. введен штраф за неоплаченный проезд по платным автомобильным дорогам (ст. 12.21.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Размер взыскания составляет 1 500 рублей для владельцев легковых автомобилей, 5 000 рублей для грузового транспорта.
При фиксации правонарушения два и более раз в сутки административное наказание назначается только один раз. Если лицо, привлеченное к уплате штрафа, погасит задолженность в течение 20 календарных дней, оно освобождается от административной ответственности. Когда постановление приходит позже, есть возможность восстановить сроки и отменить штраф.
Что делать, когда случайно заехал на платную дорогу
Red John, Unsplash
Если водитель несмотря на предупреждающие знаки, возможно, сигналы навигатора, все равно заехал на платный участок, рекомендуется обратиться к кассиру-контроллеру или старшему смены Пункта взимания оплаты. Сообщить ему об отсутствии возможности платить и далее следовать его указаниям. Возможно, рядом есть «аварийный» съезд на альтернативную магистраль или придется просто внести деньги на счет в течение 20 дней, предусмотренных законодательством.